Толерантность и свободомыслие
Для религиоведения выяснение причин и характера религиозности, становления религиозного сознания является традиционным предметом исследования. Однако безверие, сомнение в постулатах религии или решительная борьба с ней шли параллельно со становлением религиозного сознания. Любая религия утверждалась не только в соперничестве с другими культами, но и в борьбе против ересей или безверия как такового. Атеистические взгляды – столь несомненные спутники человеческой культуры, что вопрос об их истоках, причинах не менее важен, чем вопрос о корнях религии.
Можно выделить социальные и гносеологические основы свободомыслия. Часто речь в истории шла о сомнениях в правильности, достоверности человеческих представлений о сверхъестественном. Религиозное сознание является частью идеологической жизни общества и потому несет на себе черты, присущие идеологии вообще. Поэтому религия включает в себя не только картину мира, но и ее оценку.
Внутри одного религиозного комплекса могут действовать социально разнонаправленные силы. Это подрывает основы господства ведущей религии, порождает внутри ее элементы сомнения, еретические взгляды. Развитие общественного сознания отразило этот момент борьбы человеческого духа за возможность самостоятельно, независимо судить обо всем, в том числе и о религии.
Рассматривая закономерности познавательного процесса, можно убедиться, что момент сомнения - обязательный компонент развития познания, свободы духа, тогда как религия по своей сути консервативная и малоподвижная система. Поэтому в любой религии можно найти идеи, отбрасывающие и осуждающие сомнение. В этом лежат истоки конфликта между научным и религиозным сознанием. Результатом этого конфликта в зависимости от исторических условий, степени зрелости общественного сознания могут быть новые религиозные идеи или момент отрицания религии, т.е. конкретные формы свободомыслия или атеизма. В отличии от атеизма, свободомыслие не отбрасывает идею бога, а предполагает независимую от религии трактовку мировоззренческих проблем, в том числе и самой религии.
Причины, порождающие безверие, отрицание религии, могут быть и чисто гносеологические. В философских системах разум отстаивается как самодостаточная сущность, не нуждающаяся для себя ни в каких иных опорах. Субъективно-идеалистическая позиция, если она последовательна, лишает идею бога объективности, сводя ее к человеческим ощущениям, имея свои аргументы в пользу отрицания какой-либо божественной субстанции вне человека.
В истории науки идея бога нередко выполняла роль способа познания, выступая в виде первоначальной причины любого движения (перводвигатель, первотолчок). По мере прохождения этой исторической ступени в познании наука отбрасывала Бога как гипотезу, создавала новую картину мира, где для Бога не было места.
Причины свободомыслия или атеистических взглядов могут лежать в условиях личного бытия человека, когда господствующие религиозные взгляды не оправдывают возложенных на них ожиданий или в силу личной психологической незаинтересованности в религии: человек находит для смысложизненных установок достаточно опор вне религиозной жизни.
Религиозные взгляды являются более массовыми по своему распространению, в то время как атеизм является или уделом одиночек-интеллектуалов, или следствием общей секуляризации (лат. saekularis - светский) общественной жизни, ограничивая сферы влияния религиозного сознания, или может выступать политическим лозунгом каких-либо общественных сил или партий.
Толерантное, терпимое отношение к инакомыслию, в том числе религиозному, - одна из главных ценностей европейской культуры.
Что же такое толерантность? Всеобщая панацея или реальный шанс на сохранение подлинного свободомыслия? Этимологически данное понятие восходит к многозначному латинскому термину tolĕrancia – устойчивость, выносливость; терпимость; допущение, допустимое отклонение.
В активной социально-политической практике термин толерантность появился в средние века в Западной Европе во время религиозных войн и целенаправленно использовался только в одном, узкопрактическом значении – «терпимость» - как призыв к веротерпимости и уважению прав другого на инакомыслие, о чем свидетельствует присутствие сходного толкования данного понятия именно в этом значении практически во всех европейских языках. Так,tolerance (англ.) – терпимость, устойчивость к неопределенности, признание иных взглядов, убеждений, традиций, стилей и практик жизни без внутреннего согласия с ними; tolerancia(испан.) – терпение, признание права другого быть иным;этическая устойчивость;tolerance (франц.) – терпимость к иному, внутренняя переносимость другого; die Toleranz (нем.) – терпимость, признание права иного на равное существование, устойчивость к поведенческим отклонениям. В русском и других славянских языках подобный термин отсутствует, поскольку в национальных традициях межэтнического общения не наблюдалось реалий, соответствующих толерантности. Толерантность в русской ментальности успешно замещается терпимостью, категорией узкого назначения, которая означает наличие негативной или нейтральной реакции к иному (внешняя сдержанность при внутреннем неприятии иного, вынужденное сосуществование с «чужим») и отсутствие традиций восприятия социальной ценности различия.
Потребность втолерантности на любом исторически отграниченном отрезке времени вызывается к жизни присутствием в обществе противоположных, изначально антагонистически структурированных социальных интересов. Призыв к толерантности возникает, усиливается и более или менее успешно реализуется тогда, когда базисные, основополагающие интересы противоборствующих общественных групп вступают в фазу непримиримого противоречия, обостряются до состояния конфликта и чреваты невосполнимыми потерями для всех конфликтующих сторон. В социальном выборе между разрушением и созиданием на помощь приходит толерантность как один из наиболее результативных способов сохранения отношений социального равновесия. Обоюдная толерантность служит приглашением к диалогу, способствует сглаживанию и постепенному согласованию противоречий, разрешению конфликтных ситуаций посредством уважительного отношения к иному взгляду на мир, иной точке зрения на очередные вызовы современности.
Так, во времена средневековых кровавых вспышек религиозной нетерпимости, призыв к толерантности широко использовался военачальниками и политиками как важнейший инструмент достижения относительного взаимопонимания между сторонниками конфликтующих религиозных направлений (католиков и гугенотов во Франции, левеллеров и индепендентов в Англии), позднее, в середине ХХ века, для разрешения расово-этнических противоречий (между белыми и афроамериканцами, белыми и цветными в США и др.).
Пропагандируя религиозный (О.Кромвель) и расовый (Л.Джонсон) плюрализм и не навязывая при этом ни одной из сторон требований религиозного или иного единства, адепты толерантности умели достичь примирения между, казалось бы, непримиримыми сторонами. Исторически утвердившаяся в силу объективной необходимости согласительная религиозная терпимость средневекового периода смогла обеспечить достаточную для того времени свободу вероисповеданий и таким образом послужила мощным толчком к достижению других индивидуальных и коллективных свобод, в том числе, политических, что в свою очередь, способствовало наполнению принципа толерантности новым, социально значимым содержанием (толерантность как уважительная этноприемлемость «чужого», культурологическая, идеологическая, бытовая толерантность).
Подлинным истоком научного определения понятие толерантность является гуманистическая философия эпохи Возрождения. Именно в этот период основное внимание фиксируется на непреходящей ценности достоинств каждого отдельного индивида, его нравственных добродетелей, составляющих единое множество неповторимых вариаций человеческого вида. С формированием демократических ценностей и сопутствующих им институтов постепенно возникает и продолжает непрерывно развиваться соответствующая политическая и правовая культура толерантности. Понадобились столетия совместного существования, прежде чем человечество научились терпимо относиться к иной расе, иной религии, языку, полу, цвету кожи, культуре. Афроамериканцы в США, например, добились отмены дискриминации по избирательному праву. В Швейцарии, одной из самых высокоразвитых европейских стран, ценз пола был отменен только в1971 году, а в цивилизованной Германии заработная плата женщин до сих пор ниже, чем оплата аналогичной работы у мужчин.
Учитывая, что вследствие глобальных изменений происходит подлинное смешение народов, многие из которых современны не в социально-историческом, а только в хронологическом смысле и развиваются с отставанием на одну, иногда даже на несколько исторических эпох, толерантность как один из способов смягчения и постепенного преодоления противоречий идентичности, актуальна там и тогда, где и когда для нее имеются соответствующие социальные предпосылки.
Толерантность западного общества с ее уважением к существованию иного, неевропейского образа жизни сформировалась в значительной степени под влиянием идей ненасилия и гуманизма, высказанных в разное время Л.Толстым, М. Ганди, Н. Рерихом, А. Швейцером в процессе постепенного продвижения от веротерпимости к респективному пониманию социальной значимости и культурной ценности многообразия человеческих индивидуальностей. В попытках избежать нарастания социальных антагонизмов, сопутствующих историческим переменам, сторонники толерантности западного образца активно пропагандируют некую всеобъемлющую этическую норму - способность быть справедливым по отношению к другим (иным), не допускать несправедливости по отношению к себе (отличному от иного), равно как избегать индифферентизма с обеих сторон.
Иными словами, сторонники толерантности считают закономерным и необходимым воспитывать у граждан доверительное отношение к социуму, умение цивилизованно обсуждать и разрешать возникающие конфликты, способность к диалогу (умение слушать и слышать другого), готовность к компромиссам и консенсусу.
Данная точка зрения социально значима, имеет право на существование, более того, ее необходимо активно воплощать в жизнь. Однако во второй половине и, особенно, в конце ХХ - начале ХХI веков в связи с переходом общества к информационно насыщенным технологиям социальная ситуация стала меняться ускоренными темпами. Идеология и практика глобализации, вызванная ею миграция населения, а также непростое развитие молодых государств на постсоветском пространстве, порождает серьезные проблемы во всех сферах бытия: в экономике и культуре, в нравственности, в национальной и социальной жизни, угрожая, по мнению определенной части населения, тотальным переходом к унифицированной, стандартизировано - усеченной монокультуре.
Напряженное социальное состояние внутри некоторых общественных групп требует новых методов их психологической перенастройки для перехода от возбуженного агрессивного к спокойному и внутренне заинтересованному пониманию значимости иного присутствия, с его непривычными мнениями, убеждениями, поведением, традициями, т.е. к подлинному свободомыслию. Становится очевидным: терпимость, в том числе, религиозная терпимость как способ взаимодействия между различными слоями общества себя исчерпала и должна быть заменена иным, более широким принципом группового и межличностного общения - толерантностью. В связи с этим назрела необходимость существенной конкретизации отношений толерантности, определения устойчивых границ ее примененимости ради новых возможностей преобразования существующей действительности.
Выступая в тесной «связке» с такими объемными разнопорядковыми явлениями как глобализация и идентичность, толерантность представляет собой особый способ примирения непримиримого, уникальный по своему характеру, всеобъемлющий по масштабам использования.
Толерантность выступает важной составной частью гражданского сознания, этическим принципом, без которого в демократическом обществе невозможно взаимопонимание и общественное согласие. Веротерпимость служит важным механизмом формирования навыков гражданственности,предоставление свободы вероисповедания укрепляет легитимность власти. Толерантность, как явление более широкого порядка, дополняет область мировоззрения инструментарием нового понимания реальности, расширяет горизонты человеческих взаимоотношений, способствует преодолению этнической интолерантности, регионального сепаратизма, местнического эгоизма, религиозной нетерпимости. Благодаря толерантности самоидентификация перестает быть неизменной данностью, поскольку человек неизбежно самообновляется вместе с изменяющимся социумом и нуждается в иной философии жизни. В вопросах веры при перманентном возрастании влияния поликультурного многообразия толерантность представляет собой моральную опору для каждого конкретного человека.
Толерантность – это идея, выстраданная современным человечеством через религиозные войны и нетерпимость. Это моральная опора для человеческого выживания в условиях поликультурного многообразия. В 1995 году Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности. С этого времени 16 ноября – день ее провозглашения – человечество ежегодно отмечает как Международный день толерантности.