Алистер Кроули
Английский поэт, оккультист, каббалист и таролог. Был известен как чёрный маг и сатанист XIX-XX века, один из «видных идеологов оккультизма и сатанизма». Основатель учения Телемы и автор оккультных произведений, в том числе «Книги закона». Создатель колоды «Таро Тота». Участник нескольких оккультных организаций, включая герметический орден «Золотая заря»», «Серебряную звезду» и «Орден храма Востока». К увлечениям Кроули также относились шахматы, альпинизм и астрология.
Ранние годы жизни
Эдвард Александр Кроули родился 12 октября 1875 года в городе Лимингтон-Спа, графство Уорикшир, Англия. Отец — Эдвард Кроули, мать — Эмили Берт. Родители были членами секты «Плимутские братья». Ежедневное изучение Библии сопровождало всё детство Алистера. Однако после смерти отца все попытки матери укрепить Кроули в христианской вере только провоцировали его скептицизм. Постоянно бунтующее поведение доводило его мать до такой степени, что она в сердцах называла Алистера «Зверем 666» (из «Откровения Иоанна Богослова») — этим эпитетом Кроули впоследствии любил называть себя.
В 1895 году, после окончания школы, Кроули поступил в Кембриджский университет. Сперва он проявлял интерес к изучению «моральных наук» (философии, психологии и экономики), но затем, под влиянием учителя, переключился на изучение английской литературы. Годы обучения в университете были беззаботным временем для Кроули из-за крупного наследства, оставленного отцом.
В декабре 1896 года Кроули решил посвятить себя оккультизму и мистицизму. В следующем году он начал изучение книг по алхимии, мистике и магии. Короткая болезнь в 1897 году привела его к мыслям о смерти и «бесплодности человеческого существования», или, по крайней мере, о бессмысленности дипломатической карьеры, которую он ранее выбрал для себя.
В 1898 году он издал свою первую поэтическую книгу, ушёл из Кембриджского университета и познакомился с Джулианом Бейкером (братом D.A.), который представил Кроули Самуэлю Матерсу.
«Золотая Заря»
В 1898 году Кроули вступил в Герметический орден «Золотая Заря», где продолжил изучать мистицизм. Там он нажил двух влиятельных врагов: Уильяма Йейтса и Артура Уэйта. Кроули считал, что Уэйт — не более чем претенциозный зануда, и критиковал его произведения и редактирование других авторов. Друг Кроули и бывший член «Золотой Зари» Алан Беннет познакомил Кроули с идеями буддизма, в то время как Самуэль Матерс, действующий глава «Золотой Зари», обучал его западной магической традиции[источник не указан 319 дней].
В фантастическом романе «Лунное Дитя» Кроули изобразит Матерса злодеем и чёрным магом под именем SRMD (аббревиатура магического девиза Матерса). Артур Уэйт будет нелицеприятно описан в этом же романе под именем «Артуэйт», в то время как Беннет появится в качестве наставника главного героя, мудреца Саймона Иффа.
Ещё до официального разрыва с Матерсом в 1904 году, Кроули разочаровывается в его способностях во время раскола «Золотой Зари» в 1900 году, или даже раньше. В том же году Кроули предпринял поездку в Мексику, где продолжил свои магические эксперименты в одиночестве.
В октябре 1901 года Кроули приступил к практикам Раджа-Йоги, а в 1902 году написал эссе «Берашит», в котором представил медитацию как «средство для достижения цели». Эссе описывает церемониальную магию как способ тренировки воли и постоянного направления мыслей на желаемый объект путём ритуала. В 1903 году в своём эссе «Наука и Материя» Кроули показал эмпирический подход к учению буддизма[источник не указан 319 дней].
Книга Закона
Магический эксперимент, проведённый Кроули в Каире, Египет, привёл его к основанию религиозного учения, известного как телема. Всё началось с того, что его жена, Роза, начала вести себя странным образом, что навело Кроули на мысль о том, что какая-то магическая сущность хочет вступить с ней в контакт. После общения с женой он выполнил магический ритуал воззвания к египетскому богу Хору, и достиг, по его словам, «серьёзного успеха». По словам Кроули, бог объявил ему о начале нового магического эона и о миссии Кроули как пророка этого эона. Роза, продолжая давать информацию, сообщила о времени, в которое следует ждать новых откровений. 8 апреля и два следующих дня точно в полдень Кроули слышал голос, диктующий слова текста, известного как Liber AL vel Legis, или Книга Закона. Голос назвал себя Айвасом, «слугой Хор-па-крата» (Хора), бога силы и огня, сына Исиды и Осириса.
Некоторые части книги представляли собой цифровой шифр, расшифровать который Кроули оказался не в состоянии. Догма телемы объясняет это предостережением в самой Книге Закона — говорящий предостерегал, что писец — Анкх-аф-на-хонсу (то есть сам Кроули) — никогда не сможет понять значение этого шифра.
В более поздних редакциях Книги Закона Кроули добавил в неё предостережение, запрещающее кому бы то ни было обсуждать или критиковать написанное. Это было сделано им с целью избежать возможной догматизации.
В 1904 году от брака с Розой у Кроули родилась дочь, которой он дал имя «Нуит Ма Ахатор Геката Сафо Джезабел Лилит Кроули». Ребёнок умер в возрасте двух с половиной лет, когда Кроули оставил её с Розой после поездки в Китай. Спустя некоторое время рождается вторая дочь, Лола Заза.
В 1906 году работает над тем, что сам называет «операцией Абрамелина».
«Таро Тота»
По-настоящему Кроули как эзотерика прославили карты Таро. Колоду карт Таро Кроули создавал совместно с художницей-египтологом Фридой Харрис. Эта колода получила название «Таро Тота». Она наполнена глубоким символизмом, и каждая карта имеет астрологическое соответствие. В своей «Книге Тота» Алистер Кроули дает пояснение к каждой карте. В основном колода Таро Тота предназначена для гадания на судьбу[6].
«Серебряная Звезда» и «Орден Восточных Тамплиеров»
В 1907 в жизни Кроули происходят два серьёзных события: он основывает собственный орден «Серебряная звезда», и составляет «Свод священных книг Телемы».
В соответствии с рассказом Кроули, в 1912 году Теодор Ройсс прислал ему письменное обвинение в публикации тайн «Ордена Восточных Тамплиеров». Кроули отверг эти обвинения, ссылаясь на то, что он не достиг той степени посвящения, на которой эти секреты раскрываются. Последующее общение привело к открытию британского отделения «Ордена Восточных Тамплиеров», под названием Mysteria Mystica Maxima.
Телемское аббатство
Кроули проводил большую часть своего времени преимущественно как позер, старательно зарабатывая имидж аморального человека[5].
В 1920 году Кроули уехал в Чефалу на Сицилии и основал там свое «аббатство» телемы (греч. «воля»), которое в наше время назвали бы «коммуной». В нём, со своими немногочисленными последователями он предается беспорядочным половым связям, употреблению наркотиков и занятиям магией[7]. В феврале в Чефалу умер ученик Кроули Рауль Лавдей (согласно одному из предположений, смерть произошла из-за отравления кошачьей кровью, чашу с которой якобы поднёс ему Кроули). Жена Лавдея, Бетти Мей, подняла в британской прессе («Sunday_Express» и др.) кампанию против Кроули. В апреле итальянская полиция приказала Кроули и его последователям покинуть Сицилию («невзирая на петицию протеста против подобных действий властей, направленную синьору Муссолини и подписанную всеми выдающимися гражданами Чефалу»). Кроули уехал в Тунис и закончил там «Исповедь».
В 1926—1928 годах он совершает путешествия во Францию, Германию и Северную Африку.
В 1929 году Кроули был выслан из Франции. Он опубликовал свою книгу «Магия в теории и на практике». В Германии Кроули женился на никарагуанке Марии Феррари де Мирамар.
Жизнь после аббатства
В 1937 году Кроули издал книгу «Равноденствие Богов», а в следующем году — «8 лекций по йоге».
В 1944 году выходит одна из самых знаменитых работ Кроули — Книга Тота, но сама колода «Таро Тота» была издана только в 1969 году вместе с переизданием книги.
В 1945 году Кроули переехал из Лондона в частный пансион «Незервуд» в Гастингсе, где закончил свою книгу «Магия без слёз».
Кроули и нацизм
Марта Канйлер, одна из последовательниц Кроули в Германии, считала, что Адольф Гитлер был последователем наставлений Кроули, и с энтузиазмом следовала идеям нацизма. Позже Кроули льстил себе, отмечая параллели между его «пророчествами» из «Книги закона» и предполагаемыми высказываниями Гитлера из «Речей Гитлера» Рошнинга[9]. Ещё до прихода нацистов к власти в Германии, в подполье нацистские идеи преподносились новичкам партии в обрамлении идей Ницше и Рагнара Редбёрда, будучи смешанными с чёрной мессой[источник не указан 318 дней] и магикой Алистера Кроули[источник не указан 318 дней].
Кроули в конце жизни
Остаток жизни Кроули провёл, скитаясь по недорогим гостиницам, сначала в Лондоне, затем в Гастингсе. Там он занимался рассказами о своем учении и поиском денег на жизнь. Ряд биографов и историков проводят мысль о его пристрастии к героину в то время. В то же самое время он познакомился с Джеральдом Гарднером, основателем Викки. Существует мнение, что основные книги виккан написал Кроули для Гарднера за деньги, но данное утверждение представляется сомнительным ряду исследователей.
1 декабря 1947 года Кроули скончался в пансионе «Незервуд» в Гастингсе. 5 декабря его тело было кремировано в Брайтоне. На похоронах, согласно его последней воле, были прочитаны избранные места из его «Книги Закона» и сочинённый им незадолго до смерти «Гимн Пану».
Литература
Алистер Кроули послужил прототипом следующих литературных персонажей:
Оливер Хаддо — «Волшебник» Сомерсета Моэма.
Карсвелл — «Читающий руны» Монтегю Родса Джеймса.
Оскар Клингтон — «Он пришёл и прошёл мимо» Герберта Рассела Уэйкфилда (англ.).
Ауплеус Чалтон — «Чёрное одиночество» Мэнли Уэйда Уэлмана.
Роули Тор — «Чёрное одиночество» Мэнли Уэйда Уэлмана.
Хьюго Эстли — «Крылатый бык» Дион Форчун.
Карадок Каннингем — «Человек без тени» Колина Уилсона.
Доктор Трелони и Скорпио Мартлок — «Танец под музыку времени» Энтони Пауэла.
Мокат — «Дьявол» Дэниса Уитли.
Терон Уэйр — «Чёрная пасха» Джеймса Блиша.
Сваров — «Иероглиф» Этель Арчер.
Также Кроули встречается в литературе под собственным именем в следующих произведениях:
Алистер Кроули — «Срібний павук» Василия Кожелянка.
Алистер Кроули — «Маски Илюминатов» Роберта Антон Уилсона.
Алистер Кроули — аниме-сериал D.Gray-man (персонаж, обладающий силой экзорциста, безумно наивный и внешне очень похож на вампира).
Алистер Кроули — серия лайт-новелл To Aru Majutsu no Index японского писателя Кадзумы Камати и снятых по ней одноимённых аниме. Здесь этим именем зовётся второстепенный персонаж, таинственный маг, обычно показываемый плавающим вниз головой в огромном резервуаре с жидкостью.
Упоминается в книге Дэна Брауна о приключениях профессора Лэнгдона «Утраченный символ».
Упоминается в книге Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой».
Упоминается в книге Умберто Эко «Маятник Фуко».
Упоминается в книге Роберта Ирвина «Ложа чернокнижников».
Алистер Кроули — «Мегатерион. Зверь 666» Фрэнсиса Кинга.
Алистер Кроули — книга Боба Гарсиа «Завещание Шерлока Холмса». Характеризуется человеком с "мрачной репутацией, который прежде был магистром «Золотого рассвета». Отмечено, что он создатель секты «Серебряная Звезда»
Алистер Кроули — «Потрошители времени» Роберта Асприна
Алистер Кроули — «Дом, который построил Джек» Роберта Асприна
Упоминается в книге Даниэля Пеннака «Людоедское счастье».
Кино
Кроули — демон в телесериале «Сверхъестественное» (Марк Шеппард). Фигурируют два демона, Аластар и Кроули, специализирующиеся на пытках.
Демон Энтони Кроули — «Добрые предзнаменования» Терри Пратчетта и Нила Геймана.
Алистер Кроули — аниме D.Gray-man; аниме-сериалы про Академию-Сити (Toaru Majutsu no Index, Toaru Kagaku no Railgun).
Алистер Кроули — фильм «Наследие Вальдемара» (исп. La herencia Valdemar).
Алистер Кроули и профессор Оливер Хаддо (названный по имени героя упомянутой выше книги «Волшебник», но не являющийся прямым прототипом Кроули) являются персонажами фильма «Химическая свадьба (англ.)» (2008).
Алистеру Кроули посвящена экспериментальная картина Кеннета Энгера «Пробуждение моего демонического брата» (англ. Invocation of My Demon Brother), в которой роль Сатаны исполнил знаменитый сатанист Антон Шандор ЛаВей.
Музыка
Фото Кроули присутствует на обложке альбома The Beatles от 1967 года Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (второй слева в верхнем ряду).
Алистеру Кроули посвящён альбом Джона Зорна IAO (Music in Sacred Light) (англ.) (2002).
Под впечатлением книги о Кроули Оззи Осборн написал песню Mr. Crowley.
Альбом Оззи Осборна Diary of a Madman назван после прочтения автобиографии Кроули и посвящён ему.
Джимми Пейдж оформил некоторые из обложек группы Led Zeppelin на основе работ Кроули.
Образ Кроули является темой песни «Man of Sorrows» вокалиста Брюса Дикинсона с альбома Accident of Birth. Название песни цитирует Исайи53, относимое некоторыми толкователями к описанию Иисуса.[12]
Алистеру Кроули посвящена песня «Aleister Crowley Memorial Boogie» группы Edguy из альбома Age of the Joker.
Отсылка к Кроули есть у группы Klaxons в песне Magick.
Кроули также упоминается в треке «Крокодиловы слезы» рэппера Oxxxymiron.
Рэп-исполнитель Иван Смех записал трэк полностью посвященный Кроули.
группа СИстема БЕзопасности «С рождеством, Алистер Кроули»
Биографические работы
Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. — Екатеринбург: Ультра. Культура, 2006. — 672 с. ISBN 5-9681-0107-5 (первое издание — в серии издательства «ЖZЛ», ISBN 5-9681-0001-X).
Кинг Ф. Мегатерион. Зверь 666. — М.: АСТ: Адаптек, 2009. — 316 [4] с. — (Альтернатива).
Стивенсен П. Р. Легенда об Алистере Кроули. — М.: Ганга, 2009. — 352 с. ISBN 978-5-98882-097-0.
Crowley A. The Confessions of Aleister Crowley. An Autohagiography (англ.). — L.: Penguin Books / Arcana, 1989. — 984 p. ISBN 0-14-019189-5 (автобиография).
Kaczynski R. Perdurabo. The Life of Aleister Crowley. Revised and expanded edition. — Berkeley: North Atlantic Books, 2010. — 720 p. ISBN 1-55643-899-0 (1-е изд: Kaczynski R. Perdurabo. The Life of Aleister Crowley. — Tempe: New Falcon Publications, 2002. — 560 p. ISBN 1-56184-170-6).
Kaczynski R. Weiser Concise Guide to Aleister Crowley. — San Francisco, CA, Newburyport, MA: Weiser Books, 2009. — 128 p. ISBN 1-57863-456-3.
Примечания
Кроули в своей книге «Магия в теории и на практике» упоминает Элифаса Леви как свою инкарнацию, со следующими основаниями своего мнения:
Леви умер за шесть месяцев до рождения Кроули («считается, что реинкарнирующее эго входит в зародыш именно на этой стадии развития»);
Леви имел поразительное внешнее сходство с отцом Кроули;
в пьесе «Роковая сила» Кроули использует магическую формулу, позднее обнаруженную им в работах Леви;
будучи в Париже, Кроули находит квартиру, которая показалась ему «непостижимо знакомой и привлекательной», и лишь много позднее узнаёт, что в соседней квартире много лет жил Леви;
в биографии, характере, литературном стиле Кроули и Леви имеется много общего;