Новая Церковь Сатаны - Реализация принципов свободы совeсти в Украине
menu
person

Реализация принципов Свободы вероисповедания в Украине

Современное состояние религиозной жизни в Украине можно охарактеризовать как своеобразный ренессанс: активно действуют старые конфессии, появляются новые религиозные общины, религиозные объединения активно участвуют в политической жизни. Реализация принципов свободы совести в Украине осуществляется на основе действующей Конституции Украины и «Закона о свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 года.

Украинское государство имеет светский характер, не вмешивается у дела церкви, гарантирует и обеспечивает права и свободы граждан согласно Конституции Украины, в том числе и право на свободу совести. Оно не допускает использования гражданами своих прав и свобод в ущерб другим гражданам, а также считает, что свобода и права граждан неотъемлемы от его обязанностей. Конституция запрещает разжигание розни и вражды в связи с религиозными убеждениями.

Существующая ситуация в религиозной сфере в силу ускоренного динамичного развития религиозных отношений достаточно сложная и требует постоянного заинтересованного внимания со стороны государства. Причина состоит в следующем. С момента обретения независимости в Украине наблюдается перманентный рост религиозной сферы (по состоянию на 1 января 1997 года в стране существовало 18 479 религиозных общин, а на 1 января 2007 года – уже 31 749 религиозных общин). За короткое время сформировалась развитая сеть религиозных учебных заведений различных направлений, что свидетельствует о достаточных законодательных условий для реализации гражданами своего права на свободу вероисповедания и удовлетворения религиозных потребностей.

Это чрезвычайно важно, поскольку в Ук­раинедействует множество религиозных конфессий. Самой крупной из них является православная церковь. Она объединяет большинство верующих, являясь самой крупной конфессией в нашем государстве. Большое влияние на умы и сердца людей, особенно в запад­ных областях, оказывает католическая церковь. Достаточно многочисленны и широко распространены по всей Украине протестантские общи­ны, среди которых: баптисты, адвентисты, иеговисты, пятидесятники. Последние две конфессии действуют особенно активно, создают новые общины, занимаются просветительской деятельностью, привлекая новых верующих, особенно молодежь. Миссионерская активность протестантов вызывает беспокойство у представителей православных церквей. Активизировал свою деятельность традиционный иудаизм, толерантно корректный к власти и другим общинам, а также течение иудео-христиан. Сохраняют свое влияние старообрядческие христианские церкви, христианские секты (мормоны, назаряне, новоапостольская церковь и др.), появились различные вероисповедания восточного толка (буддизм, брахманизм, кришнаизм, веданта и др.) Кроме того, в последнее время в Украине значительно увеличилось количество сторонников ислама, которые широко пропагандируют мусульманское вероучение, активно возводят центры мусульманской культуры, обладающие правом проведения религиозных молений и других мероприятий.

Религия является составной частью общества, а религиозные отношения - неотъемлемой частью неполитических взаимоотношений. Государство берет на себя обязанность регулировать и защищать взаимоотношения между различными конфессиями точно так же, как и взаимоотношения между религиозными и нерелигиозными категориями граждан. В этом плане Украина не является исключением. Законодательное регулирование в сфере религиозных взаимоотношений существует в абсолютном большинстве стран мира. Существует оно и в Украине. Государство законодательно закрепило и продолжает развивать необходимые политико-правовые и идеологические условия для всесторонней реализации свободы совести.

Сущность политико-правовых условий состоит в осуществлении секуляризации государственно-правовых отношений и народного образования; отделении церкви от государства, обеспечении права личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду, а также в ограничении возможностей церкви для вмешательства в государственные дела. Идеологическим фундаментом реализации свободы совести в Украине является наличие возможностей для получения образования, приобщения к достижениям нау­ки и культури, т.е. обеспечение права граждан на всестороннее развитие. Церковь в Украине отделена от государства, а школа – от церкви. Отделение церкви от государства не свидетельствует, что законы, воплотившие в себе общегосударственные устремления и устремления других субъектов общественно-политической жизни, вообще не регулируют взаимоотношения между церковными организациями и государственными органами.

Свобода совести является конституционным принципом, нормой государственного права. Она защищается гражданским, уголовным, административным и семейным правом. Целый ряд существенных вопросов, касающихся свободы совести, включен в закон о труде, закон о народном образовании, других законодательных документах. Государство устанавливает объем прав и обязанностей любых, в том числе, религиозных организаций, определяя их функции. Таким образом, религиозные организации не исключаются из сферы действия государственных законов.

Согласно украинскому законодательству религия является личным делом каждого до тех пор, пока она не наносит вред интересам общества и государства. Обеспечивая свободу совести, закон разрешает деятельность религиозных организаций при условии, что последние неукоснительно соблюдают действующее законодательство, а отправление ими религиозных культов не ведет к нарушению общественного порядка, не сопровождается посягательством на права верующих. Реализация прав верующих на отправление религиозных культов обеспечивается специальными законами, исполнение которых систематически контролируется государством в лице Государственного Комитета Украины по вопросам религии, его уполномоченными в местных советах народных депутатов. Согласно закону о свободе совести, богослужения, религиозные обряды, церемонии и процессии беспрепятственно проводятся в культовых помещениях и на прилегающей территории, в местах массового паломничества, учреждениях религиозных организаций, на кладбищах, в местах отдельных захоронений, крематориях, домах граждан, а также в учреждениях, организациях и на предприятиях по инициативе трудовых коллективов и администрации. В воинских частях и подразделениях командование предоставляет верующим военнослужащим возможность участвовать в богослужениях и исполнять религиозные обряды. В больницах, госпиталях, домах престарелых и домах инвалидов, а также в местах предварительного заключения и отбывания наказания религиозные обряды и богослужения осуществляются по просьбе находящихся там граждан либо по инициативе религиозных организаций. Закон обязывает администрацию названных учреждений способствовать данным религиозным действиям, определяя место, время и другие необходимые условия для проведения богослужения, обряда либо церемонии.

В других случаях публичные богослужения, религиозные обряды, церемонии и процессии проводятся в каждом конкретном случае с разрешения государственной администрации данной территории (района, города). Ходатайство о выдаче такого разрешения подается не позднее 10 дней до указанного срока данного религиозного мероприятия (исключая случаи, не терпящие отлагательства).

Закон также предоставляет гражданам и религиозным организациям право приобретать религиозную литературу на любом языке, равно как и другие предметы и материалы культового назначения, владеть ими, использовать, передавать по наследству. Граждане могут персонально или в рамках религиозных организаций осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность, имеют право устанавливать, развивать и поддерживать международные связи и прямые личные контакты, включая выезд за границу в качестве паломника или участника религиозных собраний, других религиозных мероприятий.

Несмотря на то, что закон о свободе совести охватывает огромное поле религиозных и мировоззренческих проблем, жизнь постоянно вносит в эту деликатную сферу все новые коррективы, которые успешно преодолеваются при наличии доброй воли с обеих сторон: религиозных конфессий и государства. Так, отсутствие законодательной регламентации отдельных видов религиозной деятельности привело к возникновению и повсеместному внедрению в межконфессиональных и государственно-церковных отношениях некоторых правовых традиций, одной из которых является создание независимых консультативно-совещательных межконфессиональных советов на всеукраинском и областном уровнях.

Имеются и другие сложные проблемы, настоятельно требующие законодательного решения. На повестке дня остается не до конца разрешенный вопрос реституции, т. е. возвращения прежнего церковного имущества, дискутируется вопрос устранения процедуры «двойной регистрации» религиозных организаций, вызывает определенную озабоченность проблема поочередного использования культовых зданий представителями разных конфессий. Не до конца согласованы с положениями Конституции Украины нормы, связанные с порядком проведения богослужений и мирных собраний верующих граждан.

Требуют законодательного разрешения вопросы обеспечения трудовых и пенсионных прав работников религиозных организаций, уравнивания в правах студентов религиозных учебных заведений со студентами государственных учебных заведений, обеспечения закрепленных в мировой практике прав и обязанностей иностранцев при создании религиозной организации и во время религиозной деятельности в Украине, мониторинга и ответственности отдельных индивидов и религиозных организаций в целом за злоупотребление предоставленными правами и доверием верующих людей и многое другое.

Тем не менее, с момента провозглашения независимости в Украине осуществляется цивилизованный курс на развитие правового государства во всех областях, в том числе, в сфере свободы совести. Именно опора на исторически сложившиеся цивилизационные ценности и их адаптация к современным правовым и обществено-политическим условиям позволили выстроить в Украине национально ориентированную конструкцию государственно-вероисповедных отношений. Сегодняшние религиозные отношения развиваются небесконфликтно, но при этом имеют в правовом плане огромный потенциал для позитивного развития.

Жизнь ставит новые серьезные вопросы, в первую очередь перед самими религиозными организациями. Принципы, заложенные действующим законом о свободе совести, создают фундамент для бескризисного цивилизованного взаимодействия власти и религии, верующих и атеистов, предоставляя религиозным общинам в рамках правового пространства широкие возможности для выполнения своих духовных задач.