Процесс формирования прав и свобод человека
Еще более 23 столетий тому назад великий древнегреческий ученый и философ Аристотель (384-322 г.г. до нашей эры) определил, что человек – “зоон политикон” (животное общественное), а поэтому он в своем поведении в качестве человека руководствуется не инстинктами, а общественным мнением. В идеале, общественное мнение для человека, как такового, должно быть тем, чем для животного являются инстинкты.
Но кроме свойств общественных человеку присущи также свойства свободного существа, - личности, которая поступает и действует по своему личному выбору. Для согласования интересов общества с интересами личности на протяжении веков вырабатывались и выработались правила взаимоотношения между ними, то есть взаимоотношения между обществом и человеком. Эти правила имеют сначала моральную, а потом – и правовую, юридическую, силу. Таким образом формировалась фиксированная система взаимных прав, свобод и обязанностей человека и общества.
В разные исторические эпохи, у разных народов существовали когда-то и существуют сейчас разные варианты прав, свобод и обязанностей человека. Это различие обусловлено социальными, этническими, историческими, географическими и другими неисчислимыми причинами . Сейчас человечество пришло к выводу, что среди всех прав и свобод человека центральное место принадлежит правам и свободам в сфере мировоззрения каждого отдельного человека. Ведь мировоззрение – это духовная основа личности человека. С этой точки зрение мировоззрение – это наиболее существенный признак личности человека. Каково мировоззрение, таков и человек в его социальном и личностном измерении. Процесс становления мировоззрения – это процесс становления самой личности человека. Отсюда, насилие в сфере мировоззрения – это насилие не в какой-то частичной сфере проявления человека, а насилие над человеком вообще.